Появится ли украинский электромобиль? Анализ нового законопроекта

Совместно с ведущими операторами рынка AUTO-Consulting проанализировал Законопроект о стимулировании рынка электромобилей, который сейчас находится на рассмотрении Верховной Рады. Выводы о его работоспособности неоднозначны.

Как уже сообщал AUTO-Consulting, в Верховную раду были поданы два законопроекта, которые предусматривают имплементацию 15-летней стратегии развития рынка электрокаров в Украине. Министр инфраструктуры Владимир Омелян анонсирует, что это даст возможность сделать электротранспорт в нашей стране самым доступным в Европе.

Так ли это на самом деле AUTO-Consulting выяснял у ведущих операторов рынка, которые имеют прямое отношение к электромобилям. Напомним, что Проект закона предусматривает следующее:

1. Льготы для потребителей легковых автомобилей:
— Налоговая скидка на величину затрат на приобретение только легкового электромобиля или переоборудования обычного транспортного средства в электротранспорт.
— Владелец легкового электромобиля освобождается от уплаты сбора в пенсионный фонд.
2. Льготы для производителей:
— Освобождаются от уплаты таможенной пошлины и НДС импорт компонентов для производства электромобиля:
А) Тяговые электродвигатели
Б) Зарядные устройства
В) Литий-ионные аккумуляторы и прочие аккумуляторы
Г) Составные части аккумуляторов
Д) Готовые кузова для легкового электромобиля
Е) Некоторые части для кузова легкового электромобиля
— Освобождаются от уплаты акцизного сбора готовые кузова для легкового и коммерческого электромобиля
— Освобождается от уплаты налога на прибыль доход, полученный от производства:
А) добычи украинского лития
Б) литий-ионных (литий-полимерных) аккумуляторов
В) зарядных устройств для литий-ионных (литий-полимерных) аккумуляторов
Г) электромобилей

3. Количество мест, оборудованных зарядными устройствами для парковки транспортных средств, оснащенных исключительно электрическими двигателями (одним или несколькими), на площадках для платной парковки должно составлять не менее 5 процентов от общего количества мест.

Глава правления компании «Рено Украина» Яна Миненко, была членом рабочей группы по разработке этой электрической государственной Стратегии. Госпожа Миненко сообщила AUTO-Consulting, что первый вариант данного законопроекта ей нравился больше. Там были 5-летние льготы не только для стимулирования сборки электрокаров в Украине, но и для локализации производства. За это время могли начать работать украинские производители комплектующих для электромобилей. Из первоначального варианта убрали также 5 лет стимулирования рынка сбыта. В нынешнем виде скидку на электромобили сложно получить и она – мотивация только для тех, кто много зарабатывает. Есть также сомнения в работоспособности схемы по возврату НДС. По мнению госпожи Миненко, государственные субсидии на покупку электромобилей были бы лучшим стимулом.

Такого же мнения придерживается и генеральный директор компании «АВТ «Бавария Украина», официального импортера автомобилей BMW I в Украине, Александр Тимофеев. Он сообщил AUTO-Consulting, что налоговая льгота не будет достаточно эффективным инструментом. Она будет стимулировать покупку электромобилей только состоятельными людьми. То есть, люди с высоким уровнем дохода получат максимальную выгоду от этой льготы, но такой порядок вещей не является стимулом для среднего класса. Люди с меньшим доходом и желанием ездить на электромобиле, должны будут заплатить за него большую сумму. По мнению господина Тимофеева, метод отмены НДС принес бы большую пользу и выгоду всем

Будет ли стимулирование производства
С точки зрения стимулирования производства, Проект закона прокомментировали в пресс-службе Корпорации «УкрАвто». Если коротко: значимых стимулов для производителей здесь нет. А если подробно, вот что сообщили AUTO-Consulting в пресс-службе Корпорации «УкрАвто».

Электромобиль по прежнему значительно дороже аналогичного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания и приобрести его могут только состоятельные люди (Льгота для богатых). А так как богатые стесняются ездить на автомобилях украинского производства, то они по-прежнему будут приобретать импортные автомобили. Которые, в отличие от автомобилей национального производства, освобождены еще и от уплаты НДС.
Производство электромобиля — это не только электродвигатель и аккумулятор. Это еще, как и при производстве обычного автомобиля, кузов, его оснащение, ходовая часть. Их производство экономически выгодно начиная с объёмов 40 – 60 тыс. в год, — отмечают в пресс-службе «УкрАвто».

Кроме того, считают здесь, под видом создания «условий» для производства электротранспорта часть законодателей, для себя «любимых», освободив импорт от уплаты НДС, хочет еще примерно на такую сумму удешевить приобретение импортного электромобиля за счет налоговой скидки.

Произойдет ли стимулирование рынка
По мнению генерального директора компании «АВТ «Бавария Украина», официального импортера автомобилей BMW I в Украине, Александра Тимофеева, зтот законопроект не поможет в той степени, которая необходима. Он предусматривает множество хороших идей, но этого не достаточно для стимуляции массового спроса на электромобили. Сейчас этот вид транспорта достаточно дорогой и это связано с его технологическими аспектами, но в недалеком будущем цена непременно снизиться. Это произойдет благодаря активным исследованиям и поиску новых решений в сфере электрической мобильности ведущими автомобильными компаниями. Все для того, чтобы этот товар стал доступен каждому, кто хочет очистить окружающую среду наших городов. Поэтому, правительства разных стран дают преференции таким энтузиастам, и Украина должна следовать данным тенденциям.

На вопрос, оживится ли рынок электромобилей, и станут ли их больше покупать, если законопроекты примут, в пресс-службе Корпорации «УкрАвто» AUTO-Consulting сообщили, что, по их мнению, здесь предусмотрены льготы только для потребителей легковых электромобилей, на приобретение электрических автобусов и коммерческих электромобилей льготы не распространяются. Если посмотреть на нашего соседа Польшу, то они электромобилизацию транспорта и стимулирование рынка электротранспорта начали с государственной программы перевода на электричество коммунального транспорта – автобусов. Наши законодатели об этом даже и не заикаются. К тому же, с учетом того, что освобождение от НДС на импорт готовых авто действует только год, можно ожидать, что активность на рынке автомобилей в 2019 и последующих годах будет на уровне 2018 года. И развиваться рынок электромобилей будет пропорционально общему автомобильному рынку.
В пресс-службе компании «Виннер Украина» считают, что уменьшение облагаемого налогом дохода – нормальная и достаточно эффективная мировая практика для стимулирования рынка. Покупатели будут заинтересованы приобрести электромобиль и получить налоговую скидку. В то же время, необходимым условием для этого является официальная зарплата и уплаченные налоги.

По мнению Сергея Байдачного, директора департамента операционного управления продажами компании «ММС Украина» развитие рынка будет происходить только, если будет материальная выгода. Пока будет преимущество в цене – будут и продажи. Даже европейский опыт показывает снижение спроса на экологичные автомобили, при уменьшении государственной поддержки.

Позволят ли эти законы привлечь в Украину инвесторов?
По мнению пресс-службы Корпорации «УкрАвто» — нет. Для того, чтобы в Украину пришел инвестор необходимо:
a) Создание специальных условий для инвестирования в организацию производства электромобилей и составных частей к ним (примером может служить инвестиционный климат Словакии).
b) Создание специальных условий для операционной деятельности предприятий по производству электромобилей и составных частей к ним (примером может служить закон Польши о специальной экономической зоне в части преференций для предприятия).
c) Гарантии инвестору о неизменности законодательства в части стимулирования инвестиционной и операционной деятельности предприятий по производству электромобилей и составных частей к ним.
d) Льготирование государством получения кредитов для создания производства электромобилей.
e) Финансовая поддержка государством экспорта произведенных в Украине электромобилей.
Правильно ли, что в законопроектах не разделен рынок новых электрокаров и рынок б/у авто
Как сообщил AUTO-Consulting Александр Тимофеев, он придерживается мнения, что для всех должны быть соблюдены одинаковые условия. Каждый, кто хочет купить любой автомобиль, должен заплатить все установленные налоги. Все должны находиться в равных условиях. Мы не наблюдаем на улицах электромобилей с европейской регистрацией, только потому, что они не облагаются пошлиной и налогами. Иначе возникла бы похожая ситуация, как с рынком автомобилей классической компоновки: половина населения платит налоги, а другая половина пользуется лазейками для привоза транспортных средств с европейской регистрацией, чтобы избежать этих же налоговых выплат.

По мнению директора по маркетингу Группы компаний «АИС» Сергея Боровика электрификация автомобильного транспорта — общий мировой тренд и он не обойдет Украину стороной. Какое место займет в этом тренде Украина трудно спрогнозировать с учетом всех сложностей, которые переживают наша экономика и страна в целом. В настоящий момент можем лишь констатировать, что мы имеем высокие объемы импорта и роста только в б/у сегменте.

В пресс-службе «Виннер Украина» AUTO-Consulting сообщили, что на этапе становления рынка электротранспорта, более актуальным является создание инфраструктуры. А разделение на новые и б/у електрокары не является принципиальным, поскольку предлагаются равные условия для импорта.

Сергей Байдачный наоборот считает, что это неправильный подход. Украина – единственная страна, которая имеет преференции по ввозу б/у электромобилей. И при этом, у нас нет никаких мощностей по утилизации использованных батарей.

Во многих странах существуют четкие критерии для получения льгот. И этовсегда льготы для новых авто, которые отвечают определенным стандартам. В первую очередь новый, с соответствующим пробегом на одной зарядке и гарантией. Кроме этого владельцы электромобилей имеют преимущество в виде снижения стоимости владения, снижения налогов для компаний, налогов с доходов, пользования парковкой и полосами для общественного транспорта и т.д. Существует целая стратегия мотивации к использованию более экологичных автомобилей, при которой преференции получают также PLUG-in гибриды и в целом автомобили с меньшими выбросами СО2.

Что мы имеем в итоге?
Если подвести итоги, получается, что Законопроекты, которые сейчас ждут своего рассмотрения Верховной Радой, необходимо доработать. Иначе реальный эффект от них будет минимальным.