«Запорожец» за границей? Да!

Основными поставщиками наших легковых машин на зарубежные рынки были АЗЛК, ГАЗ, а с 1970-х и ВАЗ. Зато другие предприятия внесли пусть не столь солидный, но интересный вклад
Говорят, задолго до того, как первый «Запорожец» ЗАЗ-965 стал серийным, но уже засветился в советской прессе (тогда такая практика была нормой), немецкие журналисты прозвали машину «Фолькс Фиатович». Отчасти были правы: кузов «Запорожца» сделали на основе FIAT 600, а переднюю торсионную подвеску скопировали с германского «Жука». Правда, от оппозитного двигателя, похожего на мотор Volkswagen, отказались в пользу схемы V4, конструктивно близкой к агрегату Tatra. Есть версия, что сделали это именно для того, чтобы экспортировать украинские автомобили без риска спровоцировать патентный скандал.

Так или иначе, «Запорожцы» за рубеж пошли. Разработали специальную версию с чуть лучшей отделкой салона, рулем с кольцом звукового сигнала и молдингами на боковинах кузова. Такие машины на внешних рынках предлагали под именем Jalta (слово «Запорожец» европейцы могли воспринять не многим лучше, чем «Жигули»). Спрос на советские заднемоторные автомобили едва теплился, в этом классе в Европе была огромная конкуренция. Даже в соцстраны «Запорожцев» уходило относительно немного.

На базе последнего заднемоторного запорожского автомобиля ЗАЗ-968М с прицелом на экспорт создали форсированные двигатели МеМЗ-968ГЭ. Такой мотор с жигулевским карбюратором ДААЗ и степенью сжатия 7.2 развивал 45 л.с., а со степенью сжатия 8.4 — даже 50 л.с. В небольших количествах такие автомобили делали до 1983 года. Дисковые колеса, которые ставили на опытные образцы ЗАЗ-968М (тоже, кстати, с надеждой на зарубежного клиента) в серию так и не пошли.